В Венгрию едет закарпатская Фаберже
В июле известная художница Татьяна Бартош покажет соседям свои шедевры. Именно так - закарпатская Фаберже - назвали художницу в народе, как только она представила свои работы. Татьяна Бартош сразу стала знаменитостью, ведь такого искусства никто не создает: с помощью лезвия на простом окрашенном курином яйце появляются целые полотна.
Правда, их следует рассматривать чуть ли не под лупой, но именно такая филигрань и поражает. Это и пейзажи, и портреты, и орнаменты, и копии шедевров, и других знаменитых классических живописных сюжетов. Ее работы находятся на постоянной выставке в замке Сент-Миклош, что в Чинадиево, где и живет сама художница, а также в коллекциях ценителей в Украине и за рубежом. А с этой весны Татьяна начала знакомить со своими изделиями Европу.
Весной показывала свои работы в Марокко на традиционной международной художественной выставке, проводимой к Международному женскому дню Венгерская выставка, которая состоится в замке Фоте близ Будапешта, очень важна на этапе знакомства европейского зрителя с работами, ведь Татьяна имеет в планах в этом или в следующем году выставить свои работы в Лувре.
Искусство Татьяны Бартош не оставляет равнодушным никого: одни ломают головы, как это можно изобразить, другие потрясены точностью линий, третьи просто любуются красотой изображенного. Однажды на художественном пленэре один немецкий коллекционер, увидев работы, попросил рассказать о компьютерной программе, с помощью которой я это делаю, - рассказывает художница. - Когда же я при нем приняла лезвие и иглы и начала делать шкрябанку (именно так по технике называются Танины работы) и он понял, что это ручная работа, сразу же приобрел одно изделие. Впоследствии заказал под него золотую подставку и поставил на видное место в коллекции. Тот человек потом предлагал мне организовать выставки в Европе, и вскоре умер, и наше сотрудничество не состоялось.
Впервые Татьяна попыталась силы в этом виде искусства (кстати, она его не только придумала, но и запатентовала) более 15 лет назад. - Как-то перед Пасхой соседка познакомила с техникой шкрябанки, я попробовала, и сразу возникло желание создать на яйце объемный рисунок, - вспоминает Татьяна. - Но прошло больше года, пока получилось что-то стоящее зрителя.
Еще один парадокс, связанный с работами Тани Бартош, - это то, что их невозможно качественно сфотографировать. Под любым ракурсом на снимках - блики, не помогает даже специально выставленное освещение. Что поделаешь: это искусство, которое нужно созерцать только вживую.