Первые Xbox и GameCube
XBOX (MICROSOFT)
Слухи о том, будто вездесущая Microsoft рано или поздно появится на консольном рынке, ходили очень давно. Кен Кутараги из Sony еще во времена первой PlayStation говорил, что главным конкурентом его компании станет Microsoft. И он не ошибся. Руководство Microsoft беспокоил успех PlayStation, которая угрожала рынку PC. И хоть скачать игры на компьютер было намного удобнее, многие игроки предпочитали покупать игры и играть на консолях. Понимая, что пытаться противопоставить дешевой PlayStation дорогой компьютер, одна операционная система которого стоит, как целая приставка, бесполезно, Microsoft принялась создавать собственную консоль.
Старт Xbox в США в ноябре 2001 года (по цене $300) нельзя назвать ни успешным, ни провальным. Публика в целом была настроена скептически по отношению к детищу Microsoft и даже замечательная Halo: Combat Evolved не смогла поколебать это мнение. Мешало и то, что многие мульти-платформенные игры выглядели на Xbox точно так же, как на PS2, -сторонние разработчики и не пытались использовать на полную мощь консоли, ограничиваясь портированием.
Дополнительные функции Xbox тоже так и не задействовали до конца: ни встроенный жесткий диск, ни поддержка онлайна (Xbox Live! запустили в 2002 году) фактически не были востребованы до появления Halo 2. Консоль содержала DVD-привод, но не проигрывала DVD-фильмы без специального набора, предназначенного для такой цели. И даже с ним приставка не могла воспроизводить кино с прогрессивной разверткой, хотя технически для этого не было никаких ограничений.Впрочем, сообщество хакеров, довольно быстро взломавших Xbox, сумело превратить консоль в мощнейший (и недорогой) медиацентр. Но, разумеется, совершенно незаконно. После этогов сети легко можно было найти обзор игр для pc и xbox - эта консоль стала народной. Xbox продалась тиражом в 24 млн экземпляров и на протяжении всего жизненного цикла была убыточной для компании Microsoft.
GAMECUBE (NINTENDO)
После относительной неудачи N64 бывший лидер рынка, компания Nintendo, решила сделать ставку на доступность и производительность: при меньших размерах и цене ($200 на старте) GameCube была мощнее, чем PlayStation 2. Консоль поступила в продажу в сентябре 2001 года в Японии и в ноябре - в США. В Европу она попала только в мае 2002-го.
Стартовая линейка GameCube была весьма неплохой, но в дальнейшем с играми у нее не сложилось. Sony боролась с Nintendo ее же оружием: если во времена NES и SNES Nintendo категорически запрещала сторонним разработчикам делать игры для других платформ, угрожая санкциями и отказом в доступе к самой популярной платформе того периода, то теперь подобным шантажом занялась Sony. К тому же создавать проекты для GameCube было совсем непросто (впрочем, как и для PlayStation 2), так что при прочих равных условиях разработчики предпочитали сотрудничать с Sony.
Внутренние подразделения Nintendo постарались и выпустили огромное количество замечательных проектов: от Pikmin и Metroid Prime до Super Mario Sunshine и трех серий The Legend of Zelda. Но исправить ситуацию в одиночку Nintendo не сумела: бывали периоды, когда на GameCube по несколько месяцев не появлялось новых игр. А это уже приговор.
Всего было продано свыше 21 млн консолей GameCube.